ЗАЛ ПРИРОДА: витрина «Крестьянская изба»



1. Фонарь.

Фонарь

2. Безмен – 1) давние ручные рычажные весы. Металлический или деревянный стержень с постоянным грузом (гирей) на одном конце и кручком или чашечкой для удержания груза на другом. На стержне шкала отсчёта и подвижная опора – обойма или проволочная петля. Пользовались безменом предпочтительно в народном быту. Иногда безменом называют ручные пружинные весы. 2) давняя мера массы на Беларуси, величина которой в разные времена менялась от 6 до 10 фунтов (374,82 г).

Безмен

3. Маслобойка (бойка) – бондарное изделие; посудина для сбивания масла. Локальное название биянка. Выделяется разнообразием форм и конструкций. Преимущественно – узкая высокая кодушка из клёпок. В крышке посредине отверстие для колотушки (била), верхний конец которой выходил наружу, а к нижнему приделывали кружок с отверстиями (более распространённый вариант) или крестовину (ударная часть). Такой же формы бойки выдалбливали из сплошной круглой колодки. На Беларуси (преимущественно на Полесье) были известны бойки цилиндрической формы горизонтального профиля (в виде двухдонной бочечки, в которой было окошко с задвижкой); масло сбивали вращением ручки, которая приводила в движение лопости. В давнем крестьянском быте масло сбивали и в гончарных посудинах с помощью деревянной ложки или колотовки. В Восточном Полесье этот способ сохранился до начала ХХ века.

4. Полкилёвка.

Полкилёвка, маслобойка, горлач

5. Гладыш, горлач – гончарное изделие; глиняная посудина для хранения молока и молочных продуктов. В письменных источниках древнерусского времени известен под названием "кринъ”. Изготавливали с вытянутым туловищем, выпуклыми боками и суженной шейкой, но более широким за дно горлом (без ручки и носочка). В истории развития гончарных изделий был прототипом горшка. Пропорции силуэта гладыша имеют местностные особенности: на юго-западе преобладают с объёмным туловищем, на востоке – удлинённые стройные по контурах, на северо-западе – слабопрофилиевые с широким горлом. Наиболее ярко локальные особенности проявляются в местных названиях: в Поднепровье и приграничных с ним юго-восточных районах Подвинья – горлач; на западе – стовбун, на северо-востоке Подвинья – жбан; на Полесье, в западных районах Центральной Беларуси – гладыш, ладыш; в северо-западных районах – збан, паралельно употреблялось название берестень (связано с давней традицией оплетать гладыши лентами бересты). Изготавливали гладыши чёрнозадымленные и глазированные. Украшали глянцеванием, прочерченным по сырой поверхности линейно-волнистым орнаментом, геометрическим и растительным ангобным раскрашиванием и цветными красками.

6. Сольница – посудина для хранения соли. В традиционном народном быте были наиболее распространены деревянные сольницы, которые отличались размерами, формами, техникой производства и декоративным оформлением. Относительно большие размеры имели выдолбленные из ствола дерева сольницы в форме долбёнки, которые были расчитаны на хранение соли в запас и стояли чаще всего в клети и кладовой. Другая разновидность сольниц – прямоугольные. Их сбивали из планок, одна из которых была длиннее и выступала сверху, образуючи фигурно обработанное ушко, за которое сольницу подвешивали к стене рядом со столом или кухонной полкой. В домашнем быту были широко распространены и небольшие сольницы, так называемые сольнички, вырезанные или выточенные из твёрдых древесных пород в форме ступок, чашек, иногда украшали скромным резным декором. Такие сольницы ставили на стол рядом с хлебом; они в повседневном быте выполняли практические, эстетические и обрядовые функции.

Сольница, ложка

7. Ложка – предмет столового прибора. Бывают деревянные, металлические, костяные; имеют круглый или овальный черпачок и ручку-держатель. В Беларуси известны с раннего средневековья. Костяные ложки, украшенные гравированным орнаментом в виде плетёной сетки, крестиков, найдены при раскопках Пинска, Давид-Городка, Турова, Полоцка и др. В среде главенствующих классов бытовали ложки из цветных и драгоценных металлов, богато украшенные на держателях гравированием, чернением, эмалями и др. В народной среде бытовали деревянные ложки (из осины, берёзы, грушы) простых форм, изредка украшенные на держателях трёхгранными выемками, косыми рисками, объёмными изображениями рыбных головок и др. Изготовление ложек нередко имел характер промысла, которым занимались мастера-лошкари. В наше время в повседневном быте пользуются металлическими ложками промышленного производства. Изготовлением деревянных ложек сувенирного и утилитарно-художественного назначения с резьбой, разрисовкой, выжиганием занимаются некоторые народные мастера, а также предприятия художественной промышленности.

Деревянные (кленовые) и металлические (алюминиевые) ложки в народном мызыкальном искусстве Витебщины и некоторых районов Минщины. Беларусы в отличие от русских используют только две ложки, которые во время игры поворачивают одна к одной выпуклой стороной. В инструментальных ансамблях ложки исполняют ударно-ритмичную функцию, дополняя временами бубен. В музыкальную практику беларусов ложки вошли в 1920-е годы, когда в республике увеличилось количество ансамблей и оркестров народных музыкальных инструментов.

8. Расчёска.

Расчёска, лубянка

9. Лубянка (лубка) – посуда из луба (коры липы и др. деревьев) для сбора ягод, грибов и др. Обычно цилиндрической формы.

10. Пряслице – деревянное орудие для прядения шерсти, льняного и пенькового волокна. Известны четыре основные типа пряслиц: лопатоподобная, пряслице-гребень, пряслице-вилы, пряслице-кий. Наиболее распространены лопатоподобные пряслице-гребень (Припятское Полесье). Лопатоподобные пряслица делали из сплошного куска дерева (часть ствола с корневищем) или из двух частей – лопасть под прямым углом вставляли в днище или в отверстие в скамье (Западное Полесье). Лопасть обычно изготавливали прямоугольной формы с отношениями сторон 2:1, встречались также веслоподобные (Лидчина), мечеподобные (Брестчина), пряслица-дощечки (крепились к коловроту) и др. Пряслица украшали резьбой – фигурно обрабатывали ножки, вырезали края лопасти (Новогрудчина). На Городенщине и Витебщине лопасти иногда украшали трёхгранно-выемчатой контурной резьбой в виде многолепестковых розеток, зубчиков, силуэтов птиц, животных (на внешней стороне). Особенным богатством и разнообразием резного декора выделяются пряслица на западе Брестчины (так называемые каменецкие пряслица). В наше время с уменьшением роли ручного прядения и ткачества пряслица постепенно выходят из обращения.

Пряслице

11. Качалки – приспособления для разглаживания тканых изделий (белья, одежды). Накрученное на качалку (длина 40-60 см, диаметр 4-6 см) изделие раскатывали валком. Валок – это прямой или выгнутый деревянный брус (длина 65-80 см, ширина 8-10 см) с нарезанными поперёк трапецеподобными зубцами снизу и ручкой. Ручки были двух типов: одни из них являлись продолжением бруса, другие (накладные) прикреплялись сверху к одному из концов валка. Временами утолщённый конец валка приспособлялся за ручку – в верхней части выдалбливали сквозное овальное отверстие. Зубцы, как правило, размещались плотно один возле одного, иногда делались более редко (через 1-1,5 см). Спинки валка обычно плоские, но встречались и трёхгранные; изредка их декорировали контурной резьбой (в виде розетки, сетки, параллельных канавок). Качалки были распространены на всей территории Беларуси. Встречаются и в наше время.

Качалки

12. Короб – ёмкость для хранения и переноса сыпучих продуктов (зерна, муки, круп, гороха и др.), сплетенная из луба, соломы, лозы. Локальные названия: шиян, карабан, соломяник. Высота 40-110 см, диаметр 35-70 см. Круглые или овальные коробы преимущественно имели конфигурацию горшка, бочки, часто их делали с крышечкой; подставкой служили одно или два соломенных звена или лозовый прут. Имели хорошую вентиляцию, поэтому в них неплохо сохранялись продукты. Коробы выделяются разнообразием форм, природной красотой материалов. Были распространены на большей территории Беларуси.

Короб, коробка

13. Коробка.


14. Башмак деревянный.

Башмак деревянный

15. Дежа, дежка, хлебница – посудина для заквашивания теста, бондарное изделие. Локальное название – квашня. Имела форму зауженной к верху широкой бочечки (высота обычно равнялась диаметру устья, объём 20-30 л), крышка с ободом. Дежа малых размеров (дежка, или блинница) служила для заквашивания теста на блины. Изготавливали дежу обычно из дубовых клёпок, иногда из хвойных (тогда ставили 2-3 дубовые клёпки, дуб ускорял процесс квашения и придавал тесту лёгкий специфический аромат). Функциональное использование дежы тесно связано с культом хлеба, обуславливало её особое значение среди домашней утвари и предметов обихода. В интерьере крестьянского дома деже отводили почётное место: ставили на покути под иконами, накрывали ручником-«набожником». Она выполняла важную роль в обряде свадьбы. Благословляя на брак, молодую с расплетенной косой под звуки свадебных песен церемониально садили на дежу (на престол). Этот общеславянский обычай символизировал вступление в пору жизненной зрелости. Крышку дежи использовали на торжественном подношении хлеба-соли, каравая и др. На новоселье дежу торжественно вносили в дом в числе первых вещей. Перед тем как использовать новую дежу её «приручали»: ставили на сутки рядом со старой на одном покрывале под одной крышкой. В сельской местности активно бытовала до средины ХХ столетия.

Дежа

16. Горшок – гончарное изделие; для приготовления горячей еды, хранения сыпучих вещей и др. Название «горшок» произошло от древнерусского «гарнецъ». Его форма хорошо приспособлена для быстрого и равномерного нагревания в растопленной печи: круглый с пузатыми боками, зауженным плоским дном и устьем, окруженным венцом (нередко с крышкой и 1-2 ручками для удобства применения). Для большей прочности часто оплетали проволокой. Изготавливали из формовочной массы повышенной огнеупорности с примесями песка, а после обжигания закаливали в обваре. Были распространены также чёрнозадымленные и полированные горшки. Декор сдержанный или вообще отсутствовал. Украшали обычно глянцеванием и прочерченным на сырой поверхности геометрическим орнаментом, реже ангобной разрисовкой. Размеры горшков самые разные – от 0,5 л до 10-15 л (на Припятском Полесье известны большие горшки на 1-1,5 и до 2,5 пудов ржи). В маленьких горшках парили молоко, варили детям кашу, заваривали лекарственные растения. В посудинах средних размеров готовили еду на всю семью, в больших – студень, корм для домашних животных, иногда выпаривали бельё и др. Местные названия горшка были разнообразные и связанные обычно с обозначением ёмкости в гончарной системе мер (мамзель, ползливач и др.) с размерами (горнушек), особенностями бытового предназначения (обедник, варейка, питушка) и др. Два или три укреплённые ручкой горшки, в которых брали еду в поле, называли спаришами. В наше время бытуют горшки небольших размеров. Наиболее распространены в деревнях; в городе используются для приготовления национальных блюд.

Горшки

17. Миска.

Миска

18. Шуфлик (веялка ручная) – приспособление для веяния обмолоченного зерна. Лёгкая деревянная лопатка (длина 30-35 см, ширина 15-20 см) с короткой ручкой. Изготавливали преимущественно из сплошного куска дерева (берёзы, осины, ольхи, липы, вербы), реже из тонких дощечек или фанеры. Дно вогнутое (выдолбленное) или прямое (преимущественно на северо-востоке Беларуси).

Веялка

19. Праник – сплюснутый деревянный брусок с ручкой, которым перили (стирали) бельё при мытье, полотно при отбеливании; им также обивали лён, просо. На Беларуси праник известен с XI-XII ст.

Праник

20. Циркуль (от латинского circulus круг) – для проведения окружности и измерения. Используется в бондарном, столярном, долбёжном ремесле. Распространены деревянные и металлические циркули. В деревянных (делали из берёзы и других пород дерева) ножки вверху соединялись. Иногда одна из них была длиннее в верхней части и служила ручкой. В концах ножек вбивались гвоздики. Ножки фиксировались в нужном состоянии штырьком. Высота циркуля 33-80 см, ширина 2,5-3,5 см, наибольшая ширина развода ножек в рабочем состоянии 32-106 см. Более совершенные металлические циркули. Ножки в нём плоские, внизу острые.

21. Серп – приспособление для уборки зерновых культур (ржи, ячменя, пшеницы, проса, овса и др.). Известен с глубокой древности (каменный, бронзовый века). До конца XIX ст. серпы делали из железа, которое плавили в плавильнях из местной болотной руды, режущую часть зазубривали. На Беларуси повсеместно бытовали серпы полукруглые (сферичные) и продолговатые (овальные). В овальных- длина от начала ручки до конца режущей части (клинок) по прямой линии 40-43 см, ширина лезвия 2,5-3 см, разрез насечки зубов примерно 2 мм, длина деревянной ручки 13 см. Полукруглый серп короче: длина лезвия по прямой линии 30-32 см. Жать им было легче. С конца XIX ст. большинство серпов изготавливалось на заводах, много привозилось в Беларусь из Тверской губернии. Местные кузнецы также делали серпы из старых кос. Перед жатвой серпы зазубривали, точили их режущую часть. Обычно в хозяйстве каждая жнея имела свой серп. Хранили их до начала жатвы в сухом месте (в гумнах, поветях, кладовках, сенях), при этом режущую часть обворачивали сухой тряпкой. Серпами жали ещё в 1950-1960-х годах. В наше время зерновые культуры убирают комбайнами и другими машинами; серпами нажинают первый или последний сноп (зажинки, дожинки).

Циркуль, биклага, серп

22. Баклага, биклага – бондарное изделие; двудонная сплюснутая посудина на 5-10 литров для доставки воды, кваса и других напитков. Делалась из дубовых (реже еловых) стянутых обручами клёпок, в 1,5-2 раза короче чем диаметр днища; в одной клёпке было отверстие, затыкалось пробкой. Переносили на ремне, которые крепились в специальных гнёздах (ушках) сбоку посудины. Встречались баклаги в виде кадачки с носиком (обработанный сучок одной из клёпок). Широко бытовали в обиходе практически до средины ХХ ст.

23. Пилка.

Пилка

24. Кирка.

25. Свердёлок.

Кирка, свердёлок, склюд

26. Тесак, склюд, шклюд – разновидность топора с широким оттянутым лезвием, ассиметрично заточенным с одной стороны. Употреблялся в токарном (зодчем) деле для счёсывания и раскола брёвен, придания им формы бруска, счёсывания стен сруба до ровной поверхности (с этой целью имел оттянутую в сторону ручку) и др. В производственной практике распространился до сравнительно высокой ступени зодческого мастерства. В первой половине ХХ ст. в связи с увеличением столярной обработки древесины постепенно вышел из употребления.

27. Рубанок-баран.

Рубанок-баран

28. Скобель – инструмент предназначен для окоривания и строгания дерева. Широко применялся в столярном и бондарном ремёслах. Имел несколько разновидностей, которые отражали его региональные особенности и специализацию по видам работ. Наиболее широко был распространён скобель с полукруглым лезвием (длина 15-25 см) и двумя ручками. Известен скобель с прямоугольным профилем лезвия, более приспособленный для строгания круглых форм и окоривания брёвен. При изготовлении бондарной и выдолбленной посуды широко применялся скобель с коротким (круглым и полукруглым) лезвием. В наше время все виды скобеля используются в деревообработке.

Скобель, фуганок, пешня

29. Фуганок – строгальный деревообрабатывающий инструмент. Состоит из длинного (до 1 м) бруска, в средине которого в специальном отверстии закрепляется железное лезвие. Наиболее часто имеет с одной стороны ручку. Фуганок без ручки называется спуском (или спустом), широко использовался для обработки бондарной клёпки (с этой целью его закрепляли недвижимо в верстаке лезвием кверху). В народной практике фуганок распространился через цеховое ремесло.

30. Пешня – долбёжный инструмент. Состоит из продолговатой деревянной ручки, на которую насаживается железный наконечник с овальным, реже прямым (долотоподобным) профилем лезвия. Использовалась в деревообрабатывающем ремесле при изготовлении выдолбленной посуды типа долбленки, водосточных труб, желобов, дымоходов, шкафов, колодных ульев, бортей.