О нас

Ганцевичский районный краеведческий музей создан 1 января 1997 года по решению Ганцевичского районного исполнительного комитета. Первых посетителей музей принял 20 октября 2002 года в день, когда в Ганцевичском районе в деревне Люсино праздновалось 120-летие со дня рождения классика белорусской литературы Якуба Коласа. В музее один выставочный и четыре экспозиционных зала.

Основное достояние музея – его фонды – богатое собрание предметов, которые имеют большое историко-культурное значение для этого уголка Полесского края. На сегодняшний день фонды музея насчитывают свыше семи тысяч предметов, более половины от этого — основной фонд. Возраст экспонатов музея впечатляет: представлены предметы от III тысячелетия до нашей эры до сегодняшних дней. Ежегодно фонды увеличиваются на 250—300 единиц. Большую помощь в пополнении коллекций оказывают местные жители.

Фонды музея состоят из семи коллекций. Коллекция археологических находок раскопок памятников каменного и бронзового веков, нумизматики, фотоматериалов о жизни и быте горожан, документов, живописи и декоративно-прикладного искусства. К вещевой коллекции относятся предметы этнографии, одежда, предметы быта и личные вещи известных людей.

Здание районного краеведческого музея размещается в самом центре города и является одним из старейших в Ганцевичах.

Экспозиция в музее начинается с зала «Археология», в котором представлены орудия труда, украшения, фрагменты посуды каменного и бронзового веков, найденные на территории Ганцевичского района.

Наиболее ценными предметами являются каменные орудия труда, среди которых выделяется каменный топор культуры лейкоподобных кубков (III тысячелетие до нашей эры), найденный недалеко от деревни Мальковичи. Сам топор имеет грибоподобный округлый обушок, расширенное туловище и широкое почти дископодобное лезвие. Топор шлифован, гладкий. Такой тип топоров до этого не встречался на территории Беларуси, ближайшие аналоги известны на территории Западной Украины и Польши.

Отдельно стоит упомянуть и наконечник копья, который был найден вблизи деревни Локтыши. Его датировка приблизительно относится к V – VII векам и по внешнему виду он является орудием труда представителей балтских племён.

Второй зал посвящён природным богатствам Ганцевщины: лесам и болотам, рекам и озёрам, их растительному и животному миру. Он состоит из нескольких витрин: «Водный мир», «Промысловые птицы», «Красная книга», «Ганцевичский лесхоз», «Природное наследие Ганцевичского района», «Охрана природы» и диорамы «Люсинское озеро». Природные горизонты Ганцевщины широкие и богатые. Регион владеет ресурсами, которые, например, в Европе уже относятся к разряду сверхценных.

На территории района протекает пять рек, в крае размещается также 11 озёр и 5 водохранилищ. Если присоединить леса, которые занимают большую часть Ганцевичского района и ещё более известные местные болота, то можно догадаться, как из этих комбинаций возникает та коллекция природных шедевров, которая так впечатляет учёных. Сегодня уникальные экосистемы, которые сложились в крае, защищены от лишней антропогенной нагрузки статусами республиканских заказников.

В одной из витрин заметное место занимает информация, которая посвящена уникальному объекту – экспериментальная база Центрального ботанического сада Национальной академии наук Беларуси «Журавинка». Здесь занимаются выведением и испытанием новых сортов и усовершенствованием технологии возделывания крупноплодной клюквы, брусники и голубики высокой. Самый «вкусный» сезон в «Журавинке» – конец лета – начало осени. Сочные и сладкие ягоды сами просятся в рот, благо, продукцию «Журавинки» можно не только рассмотреть, но и купить. Из 50 гектаров площади экспериментальной базы 16 отдано клюквенной плантации. Впечатляющее зрелище – сбор ягод: чеку (участок) заполняют водой, а специальная техника легко управляется со сбором всплывших на поверхность рубиновых ягод. На «Журавинке» можно узнать множество интересных фактов о клюкве, бруснике, голубике, жимолости и других ягодах и даже купить саженцы, чтобы последовать примеру здешних селекционеров.

Центральное место в диораме «Люсинское озеро» занимает чучело глухаря. Эта птица самая крупная и благородная из тетеревиных. Глухарь немного неуклюж, тяжеловат и пуглив, походка у него быстрая, а полёт тяжёлый и шумный. Редко бывает, чтобы эта птица летала на большие расстояния. Вес достигает от 2,75 до 6,5 кг, самка значительно меньше и легче (2 кг). Окраска глухаря очень красива, шея и голова темного серого цвета, с черными пестринами, зоб черный, с блестящим зеленоватым отливом, грудь и горло черно-бурые. Брюшко темное, с белыми пятнами, спина темно-бурая, крылья рыже-бурые, светлее, чем спина, хвост черный, с белыми пятнами. У оснований крыльев видны белые пятна от выступающих подмышечных перьев. Большой крепкий клюв желто-розового цвета. Весной хорошо выступают из перьев красные брови над глазами. Перья подбородка удлинены и напоминают бороду.

В зале «История», размещены интересные документы и фотографии, рассказывающие о местечке Ганцевичи и территории современного Ганцевичского района в 1890-1930-е годы.

Есть сувенирные стеклянные шары, произведённые на местном стеклозаводе известных промышленников Вильгельма Краевского и Юлиуса Столле. Проект этого промышленного предприятия был одобрен Строительным отделением Минского губернского правления 6 июля 1898 года, а уже в 1899 году этот завод, для обеспечения которого сырьём было открыто четыре гуты, заработал. На 1904 год Ганцевичский стекольный завод оценивался в 39503 рубля и 86 копеек.

Также здесь представлен один из наиболее интересных экспонатов музея – настенные часы, подаренные лично императором Александром III за хорошую работу мастеру железнодорожной станции Мальковичи Климентию Александровичу Крупеничу.

Знатоки по достоинству оценят этнографическую коллекцию музея, представлены народные костюмы, разноцветные тканые и вышитые рушники, покрывала и пояса, предметы быта. Отдельно стоит выделить ганцевичские пояса, статья о которых есть в энциклопедии «Этнаграфія Беларусі».

Ганцевичские пояса – традиционные тканые пояса, которые изготавливают в деревнях Люсино, Маково, Денисковичи, Хотыничи Ганцевичского района (сохранились со второй половины XIX ст.). Ткали на ниту из льна, шерсти, хлопка длиной 150-350 см, шириной 1,5-7 см. Современные пояса длиной 150 см, шириной 1,5-2 см ткут также из синтетических ниток. Композиционно разделяются на продолговато-полосатые пояса с широкой (обычно красной) полосой, которая разбивается узкими полосами или мелким шашечным узором другого цвета, и узорчатые пояса, которые ткут в геометрические узоры («ступа», «ёлочка», «грабельки» и др.). На одном поясе обычно повторяются 1-4 элемента узора, вытканного нитками одного цвета (преимущественно красного, бордового, розового) на белом (изредка зелёном) фоне. Многоцветность ганцевичским поясам придают узкие в 3-4 цвета бережки («обложки», «переплёты»). Современные ткачихи отдают предпочтение переборной технике и ткут узоры в традиционной гамме с сохранением выразительной графичности рисунка, характерной и для других тканей этого региона.

Также здесь можно увидеть уголок крестьянской избы с воспроизведением обстановки более столетней давности.

Уголок экспозиции посвящён народному поэту и писателю Беларуси Якубу Коласу, который в деревне Люсино начал свою педагогическую деятельность. В этом населённом пункте писатель работал практически два года – с 1 октября 1902 по 1 сентября 1904 года и написал первую часть трилогии «На росстанях» — повесть «В полесской глуши».

Сведения «Памятной книжки Минской дирекции народных училищ за 1902-1903 учебный год», свидетельствуют, что на то время в Люсинском училище (школе) было 37 учеников – 35 мальчиков и 2 девочки, а учителем с оплатой труда в 240 рублей был назначен Константин Михайлович Мицкевич, который окончил курс Несвижской учительской семинарии. Молодой Колас увлёкся педагогической деятельностью, целыми днями занимался с детьми в школе. Один из его учеников Михаил Занько позднее вспоминал: «…Трудно было начинать работу в деревне, где даже о газовой лампе могли только мечтать. Без устали убеждал молодой учитель, что крестьянам, как свет, нужна письменность. Учителя любили все: и старые и дети».

«Ваша Люсинская школа была моим первым учительским местом, с которого началась моя дорога в жизнь… Я вас любил чистым юношеским сердцем, хотел помочь вам найти лучшую дорогу в жизни, лучшую, чем та, по которой шли ваши деды и отцы», – писал Якуб Колас в письме жителям деревни Люсино в июне 1948 года.

Во втором зале «История» экспонаты рассказывают о партизанской борьбе края в годы Великой Отечественной войны, о послевоенной Ганцевщине, о культурной, литературной, спортивной и экономической жизни этих мест.

Земля, где творили Якуб Колас и Александр Сержпутовский, взрастила целую плеяду учёных, поэтов и прозаиков, среди которых Михась Рудковский, Иван Кирейчик, Владимир Марук, Виктор Гордей, Алесь Каско, Иван Логвинович и Алесь Кожедуб. В городе Ганцевичах увековечена память журналиста и писателя Василия Проскурова.

Отдельная витрина в этом зале посвящена празднованию в городе Ганцевичи 4 сентября 2011 года ХVIII Дня белорусской письменности, который надолго запомнился жителям города. Одним из главных событий Дня белорусской письменности стало открытие по улице Октябрьской Аллеи письменности, посвящённой писателям и поэтам выходцам из Ганцевщины. Особое место на аллее занял памятник классику белорусской литературы Якубу Коласу.

В выставочном зале проходят тематические выставки. Сотрудниками музея разработано несколько проектов, по реализации которых ведётся активная работа: «Природное наследие Ганцевщины», «В поисках утраченного», «Спасённые ценности», «Ганцевичи: вчера и сегодня», «Ганцевщина 1941-1944», «Христианские святыни Ганцевщины», «Золотые руки мастеров» и некоторые другие. В рамках данных проектов проходят мастер-классы, музейно-педагогические часы, обзорные выездные экскурсии по местам воинских захоронений, уроки мужества.

Организовано сотрудничество с Генеральным Консульством Республики Польша в Бресте. Налажены связи с дипломатическими представительствами Китайской Народной республики, Японии, Исламской Республики Иран. Свидетельство этому – выставки «Окно в Поднебесную», «Традиции и культура Японии», «Иранские ручные промыслы».